Задание 14

Задание 14.1.

1. Почему нитросоединения относят к азотсодержащим органическим веществам;
приведите два примера этих веществ.
2. Назовите три группы нитросоединений исходя из характера углеводородных
радикалов, в них содержащихся.
3. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих области использования
нитросоединений.
4. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль
нитросоединений.

Задание 14.2.

1. Какие вещества относят к аминам?.
2. Назовите классы аминов по характеру углеводородного радикала, приведите
формулы и названия каждого класса аминов.
3. Почему амины являются органическим основаниями?.
4. Распределите амины, названия которых приведены в задании, по их силе как
оснований в порядке усиления: а) фениламин; б) триметиламин; в) дифениламин; г)
метиламин; д) трифениламин.

Задание 14.3.

1. Почему анилин является первичным ароматическим амином?
2. Обоснуйте особенности химических свойств анилина, исходя из строения его
молекул.
3. Обоснуйте области применения анилина (два примера).
4. Из хлорбензола получите фениламин.
5. Приведите обоснованный пример, иллюстрирующий экологическую роль анилина.

Задание 14.4.

1. Чем амиды карбоновых кислот отличаются от аминов?.
2. Напишите уравнение получения амида уксусной кислоты.
3. Почему мочевина имеет большое практическое значение?
4. Почему мочевина считается органическим веществом?
5. Рассчитайте процентное содержание азота в карбамиде и поясните, почему это
вещество применяется в сельском хозяйстве.

Задание 14.5.

1. Почему аминокислоты полифункционы? (перечислите их химические свойства).
2. Почему аминокислоты амфотерны? Чем их амфотерность отличается от
амфотерности гидроксида цинка?
3. Почему аминокислоты при диссоциации образуют биполярные ионы?.
4. В чем состоят особенности взаимодействия аминокислот, связанные с
одновременным присутствием в их молекулах амино- и карбоксильной функциональных
групп?
5. Приведите два обоснованных примера использования аминокислот.
6. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих роль аминокислот в
природных экологических процессах

Задание 14.6.

1. Почему белки являются биополимерами?
2. Кратко охарактеризуйте структуру белковой молекулы.
3. В чем состоит первичная структура молекулы белка; назовите специфический вид
связи, в ней реализуемой, охарактеризуйте его.
4. Чем денатурация отличается от коагуляции?
5. Охарактеризуйте три свойства, позволяющие идентифицировать белок.
6. Назовите важнейшие функции белков в организмах.
7. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующие применение белков.

Задание 14.7.

1. Чем карбоциклические органические вещества отличаются от гетероциклических?
2. Изучите по рис 14.2. формулы аденина и урацила и объясните, почему они относятся
к разным классам органических веществ.
3. Приведите обоснованный пример, иллюстрирующий экологическую роль природных
гетероциклических оснований.

Задание 14.8.

1. Почему ДНК считают биополимерами?.
2. Что такое ДНК-нуклеотид; составьте схему гуанилового ДНК-нуклеотида.
3. Чем нуклеозид отличается от нуклеотида; составьте схемы тимидилового и
цитозилового ДНК-нуклеозидов.
4. Что такое принцип комплементарности в строении нуклеиновых кислот?.
5. Какова биоэкологическая роль ДНК?

Задание 14.9.

1. Почему РНК считают биополимерами?
2. Составьте схемы урацилового гуанилового РНК-нуклеозидов и РНК-нуклеотидов.
3.Составьте таблицу, показывающую различие ДНК и РНК.
4. Приведите три обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль
нуклеиновых кислот.

Задание 14.10.

1. В чем состоит принципиальная разница полимера и другимх веществ?
2. Назовите типы химических реакций, в результате которых можно получить
полимеры; приведите схемы таких процессов (по одному примеру).
3. Назовите классы полимеров, исходя из их происхождения.
4. Назовите полимер, образующийся в: а) растении; б) организме животного.

Задание 14.11.

1. Почему полиэтилен относится к полимерам?
2. Получите полиэтилен из метана (число стадий минимально; напишите уравнения).
3. Запишите формулу полиэтилена с n = 12, назовите его агрегатное состояние,
поясните, может ли это вещество обесцвечивать бромную воду (обоснуйте).
4. Приведите три обоснованных примера, иллюстрирующих применение полиэтилена.

Задание 14.12.

1. Чем по составу поливинилхлорид отличается от полиэтилена; напишите схему его
получения из метана и хлора минимальным числом стадий.
2. Назовите группы пластмасс, получаемых на основе поливинилхлорида и области их
применения.
3. Рассчитайте молярную массу полихлорвинила, если степень его полимеризации 600.

Задание 14.13.

1. Чем каучуки как ВМС принципиально отличаются от других полимеров (обоснуйте).
2. Что такое природный каучук и можно ли каучук, полученный полимеризацией
изопрена считать натуральным?
3. Чем синтетические каучуки отличаются от натурального каучука?
4. Почему каучуки применяются человеком (на трех обоснованных примерах)

Задание 14.14.

1. Назовите известные разновидности фенолформальдегидных смол.
2. Чем отличаются фенолформальдегидные смолы и фенолформальдегидные
пластмассы?
3. Назовите разновидности термопластичных фенолформальдегидных смол, напишите
схемы их получения и приведите обоснованные примеры их применения.
4. Чем текстолиты отличаются от древесно-слоистых пластиков и волокнитов?
5. Приведите обоснованный пример, иллюстрирующий экологическую роль
фенолформальдегидных смол и пластмасс на их основе.

Задание 14.15.

1. Чем волокна отличаются от неволокнистых материалов (обоснуйте)?
2. Назовите виды волокон исходя из их происхождения; приведите примеры.
3. Что общего и чем различаются природные и химические волокна?.
4. Чем различаются синтетические и искусственные волокна; почему их относят к
химическим волокнам?
5. Кратко охарактеризуйте способы формовки волокна.

Задание 14.16.

1. Можно ли использовать природную целлюлозу для получения волокон (обоснуйте)?
2. Почему ацетатное, вискозное волокн и медно-аммиачный шелк относят к
химическим искусственным волокнам?
3. Чем шелк отличается от штапеля?
4. Охарактеризуйте процесс получения ацетатного волокна из древесины.
5. Приведите обоснованный пример, иллюстрирующий необходимость
природоохранных мер для производств химических волокон.

Задание 14.17.

1. Как доказать, что компактная смола и волокно состоят из одного вещества – капрона
(если есть предположение, что они состоят из этого вещества).
2. Как определить, из хлопка или ацетатного волокна изготовлена предложенная вам
ткань.
3. Охарактеризуйте Ваши действия, если Вам предложено из трех образцов, состоящих
из полимеров, выявить то, которое образовано полихлорвинилом.

Задание 14.18.

1. Как доказать, что в состав молекулы глюкозы входит альдегидная функциональная
группа?
2. Как определить, в какой из пробирок содержится раствор мыла (обоснуйте)?
3. Как доказать, что целлюлоза, и крахмал – продукты поликонденсации глюкозы?
4. Докажите, что предложенное вам вещество – фенол.