Задания 12

Задание 12.1.

1. Напишите общую формулу алканов и на ее основе составьте формулы 3, 5, 7 и 10-го
гомологов этого ряда.
2. Какие виды изомерии встречаются у алканов? Напишите формулы возможных
изомеров пятого гомолога этого рада; назовите их.
3. Напишите уравнение реакции 2-метилпропана с одной молекулой брома, назовите
продукт реакции, содержащий углерод.
4. Напишите схему реакции Вюрца для получения хлорэтана из метана, назовите все
получающиеся вещества.

Задание 12.3.

1. Изобразите структурную формулу метана и объясните, почему его молекула в
пространстве является тетраэдром.
2. Получите четыре вещества при реакции метана с бромом, дайте им названия.
3. Напишите уравнения реакций, поясняющих причину получения из метана: а)
ацетилена; б) тонкодисперсной сажи; в) метанола.
4. Напишите уравнения реакций получения метана в лаборатории – три способа.

Задание 12.4.

1.В чем общность и различие алканов и циклоалканов?
2. Почему циклоалканы являются изомерами алкенов? (обоснуйте).
3. Напишите уравнения реакций циклопропана с: а) Cl2; б) НCl; в) Н2.

Задание 12.5.

1. Чем олефины отличаются от циклопарафинов и алканов?
2. Алкены или алканы более реакционноспособны? (обоснуйте).
3.Напишите уравнения реакций взаимодействия пропена с Н2, НСl, Н2О, Сl2 и схему
его полимеризации; назовите получающиеся вещества..

Задание 12.6.

1. Чем в строении молекул этилен отличается от этана.
2. Какое вещество: этан или этен химически более активны, почему?
3. Из углерода и водорода получите этен наименьшим числом стадий.
4. Назовите три области применения этена, исходя из его химических свойств.

Задание 12.7.

1. Назовите главный признак, характерный для алкинов; напишите их общую формулу.
2. Какое вещество, пропин или пропен химически более активен (почему?)
3. Назовите классы углеводородов, являющиеся изомерами алкинов; напишите
формулы изомеров для веществ с эмпирической формулой С3Н4.
4. Как изменяются физические свойства в гомологическом ряду алкинов?

Задание 12.8.

1. Этин или этен химически более активен, почему?
НС ≡ СН + Н – С ≡ СН → СН2 = СН – С ≡ СН (1)
O
HC ≡ CH + H – O – C — CH3 → CH2 = CH – O – C – CH3

O (винилацетат)
2. Изобразите схему, иллюстрирующую образование химических связей в ацетилене,
охарактеризуйте особенности строения этого вещества.
3. Поясните особенности реакции присоединения галогеноводородов (на примере
взаимодействия с НI) а этину.
4. Назовите три области применения ацетилена исходя из его химических свойств.
5. Из углерода и водорода минимальным числом стадий получите: а) бензол; б)
винилацетилен.

Задание 12.9.

1. Что общего и в чем различие диеновых и этеновых углеводородов (строение молекул
набору видов химической связи)?
2. В чем отличие сопряженных алкандиенов от кумулированных?
3. Различается химическая активность ли пропина и пропандиена; почему?

Задание 12.10.

1. Изобразите схему молекулы дивинила, поясните, что такое «пи-сопряжение».
2. Почему дивинил можно назвать «хлебом» резинотехнической промышленности?
3. Сформулируйте понятие «реакция Лебедева».
4. Из углерода и водорода получите бутадиеновый каучук.

Задание 12.11.

1. В чем проявляется ароматичность бензола (обоснуйте уравнениями реакций)?
2. Изобразите схему образования «гексета электронов»; как это отражается на
свойствах бензола?
3. Обоснуйте экологическую роль бензола (один пример).
4. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующий применение бензола.

Задание 12.13.

1. Напишите полуструктурную формулу фенилэтена и назовите класс углеводородов, к
которым он принадлежит.
2. Почему стирол используют для получения полимеров;(обоснуйте схемой реакции)?
3. Изобразите схему взаимосвязи классов углеводородов; почему ее считают примером
химической эволюции углеводородов?
4. Из метана получите полистирол.
4. Из метана получите полистирол.

Задание 12.14.

1. Назовите основные природные источники углеводородов.
2. Чем природные газы отличаются от попутных, почему?
3. Кратко охарактеризуйте нефть и поясните, почему она является основным
природным источником углеводородов.
4. Назовите и кратко охарактеризуйте светлые нефтепродукты.
5. Как опытным путем отличить бензин каталитического крекинга от бензина
термического крекинга?
6. Почему коксохимическое производство считают природным источником
углеводородов?
7. Кратко охарактеризуйте экологическую роль нефтехимических и коксохимических
производств на природные экологические процессы.

Задание 12.15.

1. Назовите классы галогенопроизводных исходя из: а) характера углеводородного
радикала; б) числа атомов галогена в молекуле.
2. Напишите уравнения реакций омыления хлорэтана; Вюрца для хлорэтана; Фриделя-
Крафтса для хлорметан.
3. Приведите три обоснованных примера использования галогенопроизводных.
4. Приведите обоснованный пример иллюстрирующий экологическую роль
галогенопроизводных.

Задание 12.16.

1. Какие химические соединения относят к ядохимикатам?.
2. Назовите известные Вам группы пестицидов, приведите примеры.
3. Из углерода, водорода и хлора через минимальное число стадий получите
гексахлоран и назовите группу пестицидов, к которым он относится.