Задания 9

Задание 9.1.

1. Какие признаки, характеризуют строение атомов неметаллов, С.О.степеней их окисления и способность к ОВР?

2. Охарактеризуйте главные особенности водородных соединений, оксидов и гидроксидов металлов.

3. Охарактеризуйте особенности общих физических свойств неметаллов.

4. Приведите обоснованные примеры, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов.

Задание 9.2.

1. Перечислите основные этапы характеристики простого вещества (не менее пяти).

2. Перечислите компоненты характеристики физических свойств простого вещества.

3. Перечислите основные компоненты характеристики химических свойств для неметаллов (а), для металлов (б)

Задание 9.3.

1. Перечислите основные этапы характеристики сложного вещества (не менее пяти).

2. Перечислите основные компоненты характеристики физических свойств сложного вещества.

3. Назовите классы сложных неорганических веществ, приведенных в плане характеристики химических свойств, поясните на двух примерах отличия в их характеристике, поясните причину.

Задание 9.4.

 1. Найдите этапы общей характеристики химических элементов А подгруппы, соответствующие ее основным этапам; распределите их в порядке выполнения: а) химические свойства; б) нахождение химических элементов, образующих подгруппу; в) проведение анализа изменения свойств оксидов и гидроксидов; г) составление сводной таблицы, в которой элементы определенным образом охарактеризованы; д) объяснение закономерностей изменения свойств элементов и их соединений.

2. Назовите основные параметры, применяемые при составлении сводной таблицы свойств и особенностей элемента для общей характеристики главных подгрупп химических элементов.

3. Поясните необходимость обобщенной характеристики свойств элементов главных подгрупп периодической системы для понимания проблем неорганической химии.

Задание 9.5

1. Какие химические элементы, образуют А подгруппу VII группы периодической сисстемы; почему они объединены в эту подгруппу?

2. Назовите самый активный галоген (обоснуйте).

3. Возможноли существования оксида и гидроксида фтора;почему?

4. Запишите формулы высших оксида и гидроксида иода, объясните, почему они проявляют такие свойства (какие?).

5. Как изменяется металлическая активность галогенов с уменьшением величины заряда их ядра (обоснуйте)?

6. Аналогично охарактеризуете главные (А) подгруппы элементов I – VII групп периодической системы.

Задание 9.6.

1. Почему хлор может проявлять переменную валентность (обоснуйте)?

2. Составьте краткие электронные формулы невозбужденного и возбужденного состояний атома хлора.

3. Как, имея весы, отличить колбы, наполненные углекислым газом и хлором; ответ подтвердите расчетом.

4. Напишите уравнения реакций взаимодействия хлора с серой (а), гидроксидом кальция при комнатной температуре (б), иодидом железа(II), метаном в избытке хлора при полном замещении атомов водорода.

5. Рассчитайте объем (н.у.) и массу хлора, который можно получить при электролизе раствора, содержащего 10 моль хлорида натрия, если превращению подверглось 50% соли, а выход составил 90% (50,4 л; 159,75 г.)

Задание 9.7.

  1.  Назовите известные вам галогеноводороды и поясните, чем формула фтороводорода отличается от формул других галогеноводородов.
  2. Поясните, чем восстановительная активность фтороводорода отличается от таковой для других галогеноводородов.
  3. Поясните принципиальное отличие химических свойств иодоводорода от других галогенноводородов.
  4. Кратко охарактеризуйте экологическую роль и применение галогеноводородов.
  5. Чем соляная кислота отличается от хлороводорода; а почемуоба этих вещества имеют одинаковые формулы?
  6. Какой фактор определяет главные свойства соляной кислоты?
  7. Почему концентрированная соляная кислота «дымит»?
  8. Можно ли употреблять термина: «раствор соляной кислоты»?
  9. Как можно определить химическим путем наличие в склянке соляной кислоты?
  10. Охарактеризуйте области применения соляной кислоты (на основе её химических свойств).
  11. Кратко охарактеризуйте экологическую роль соляной кислоты.

Задание 9.8.

1. Назовите особенности строения молекул воды, с которыми связаны аномалии в её физических свойствах.

2. Почему для воды характерна высокая теплоемкость?

3. Почему сероводород является газом, а вода – жидкость при 277 К, несмотря на то, что молярная масса первого вещества больше, чем у второго?

4. Почему вода является амфолитом?

5. Приведите три обоснованных примера использования воды.

6. Какова экологическая роль высокой теплоемкости воды?

7. Почему воду считают самым распространенным неорганическим веществом на Земле?

8. Приведите четыре обоснованных примере, иллюстрирующих биоэкологическую роль воды.

9. Приведите три обоснованных примера, иллюстрирующих роль воды в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека.

10. Приведите три обоснованных примера, иллюстрирующих необходимость охраны природных вод, особенно пресной воды.

Задание 9.9.

1. Почему кислород находится во 2-ом периоде, VI группе, в А подгруппе периодической системы?

2. Может ли кислород проявлять валентность VI (обоснуйте).

3. Какое аллотропное видоизменение кислорода обладает большей химической активностью (обоснуйте)?

4. Приведите три обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль кислорода как химического элемента.

5. Какое вещество, молекулярный кислород или озон реагируют с водным раствором иодида натрия; напишите уравнения (е) реакций; ответ обоснуйте.

6. Кратко охарактеризуйте способы получения кислорода в промышленности и лаборатории, напишите уравнения соответствующих реакций.

7. Какова экологическая роль озона? 8. Почему в настоящее время возможно образование озоновых дыр?

Задание 9.10

1. Чем характеризуется воздух как природная смесь?

2. Назовите постоянные и переменные компоненты воздуха и поясните их экологическую роль.

3. Могут ли аэробные организмы жить в атмосфере кислорода (обоснуйте)?

4. Почему из воздуха можно получать азот и кислород, назовите принцип, на котором основано получение этих газов из воздуха.

5. Назовите последствия, к которым может привести повышение в воздухе содержания углекислого газа (а), пыли (б).

Задание 9.11.

1. Назовите наиболее важные оксиды серы, напишите их эмпирические и структурные формулы.

2. Охарактеризуйте химическую связь в молекулах сернистого и серного ангидридов.

3. Назовите класс химических соединений, к которым относят диоксид и оксид серы, напишите уравнения реакций, доказывающих принадлежность этих веществ к данному классу неорганических соединений.

4. Напишите уравнения реакций, доказывающих, что диоксид серы может быть и окислителем, и восстановителем.

5. Назовите и обоснуйте области применения серного и сернистого ангидридов.

6. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль диоксида серы.

Задание 9.12.

1. Почему сульфат-ион имеет форму тетраэдра?

2. Что такое олеум и как его получают?

3. Почему серную кислоту относят и к окислительным и к неокислительным кислотам (обоснуйте уравнениями реакций).

4. Почему серную кислоту используют для защиты железа и алюминия от коррозии?

5. Можно ли поглощать триоксид серы водой (обоснуйте)?.

6. Приведите три обоснованных примера применения серной кислоты человеком.

7. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль серной кислоты.

8. Охарактеризуйте сероводородную и сернистую кислоты.

Задание 9.13.

1. Почему азот был назван «безжизненным»? Соответствует ли это название экологической роли элемента азота?

2. Почему при высоких температурах молекулярный азот становится химически активным?

3. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих применение простого вещества азота человеком.

4. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих роль химического элемента в природных экологических процессах.

Задание 14.1.

1. Почему молекула аммиака имеет форму пирамиды?

2. Почему аммиак очень хорошо растворяется в воде и легко сжижается?

3. Окислителем или восстановителем является аммиак (обоснуйте, проиллюстрировав его уравнением химической реакции)? 4

. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих использование аммиака в практической деятельности (в бытовой и в вашей будущей профессиональной деятельности).

5. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль аммиака.

6. Что общего в химических свойствах гидроксида аммония и аммиака, почему?

7. Что такое «нашатырный спирт» (приведите два обоснованных примера его применения?

8. Напишите уравнения реакций взаимодействия гидроксида аммония и аммиака с фосфорной и серной кислотами (для каждой кислоты по два уравнения); поясните, можно ли получить фосфат аммония, обоснуйте свое мнение.

Задание 9.15.

1. Назовите известные оксиды азота, запишите их молекулярные формулы.

2. Проявляет ли азот валентность I в монооксиде диазота (веселящем газе; ответ обоснуйте)?

3. Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства диоксида азота, поясните, является ли он типичным солеобраующим оксидом(ответ обоснуйте).

4. Приведите обоснованные примеры применения оксидов азота.

5. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль оксидов азота.

Задание 9.16.

1. Почему концентрированная азотная кислота имеет бурый цвет и резкий удушливый запах?

2. Почему азотная кислота является окислительной кислотой?

3. Напишите уравнения, лежащие в основе получения азотной кислоты из аммиака.

4. Кратко охарактеризуйте экологическую роль производства азотной кислоты.

5. Охарактеризуйте азотистую кислоту.

Задание 9.17.

1. Чем различается строение и свойства графита и алмаза? Почему их считают аллотропными видоизменениями углерода?

2. Почему углерод проявляет валентность два и четыре, но большое число степеней окисления (обоснуйте).

3. Напишите уравнения реакций, характеризующие его взаимодействие с разными металлами и неметаллами.

4. Приведите три обоснованных примера использования углерода человеком.

5. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль химического элемента углерода.

Задание 9.18.

1. Приведите различные названия оксида углерода, в котором валентность и степень окисления углерода равна двум.

2. Oкислителем или восстановителем является угарный газ (обоснуйте уравнениями реакций).

3. Приведите обоснованный пример, иллюстрирующий экологическую роль монооксида углерода.

4. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих применение угарного газа.

5.Поясните, почему углекислый газ можно переливать из одного сосуда в другой.

6. Поясните, почему углекислый газ относительно легко конденсируется (сжижается и становится твердым)

7.Докажите кислотный характер диоксида углерода.

8. Охарактеризуйте экологическую роль углекислого газа (на трех обоснованных примерах).

9. Почему сухой лед (что это такое) применяют для охлаждения и консервации пищевых продуктов?

10. В чем проявляется специфика свойств угольной кислоты и как это отражается на её свойствах?

Задание 9.19.1.

1. Поясните, чем атом углерода отличается от атома кремния и как это отражается на свойствах последнего.

2. Поясните, почему химическая активность аморфного кремния больше таковой для кристаллического.

3. Приведите три примера, иллюстрирующих химические свойства кремния.

4. Поясните, почему кремний реагирует с плавиковой кислотой.

5. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих применение кремния.

6. Приведите три обоснованных примера, иллюстрирующих роль кремния. экологическую роль кремния.

Задание 9.19.2.

1.Поясните, почему физические свойства диоксида кремния сильно отличаются от таковых для диоксида углерода.

2. Pеагирует ли диоксид кремния с водой, почему?

3. Напишите уравнения реакций взаимодействия диоксида кремния с карбонатом и сульфитам калия, поясните, почему эти реакции возможны.

4. Напишите уравнение реакции «травления стекла» (почему эта реакция возможна).

5. Приведите два обоснованных примера использования диоксида кремния.

6. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль диоксида кремния

7. Почему гель, образовавшийся в реакции соляной кислоты с метасиликатом натрия, является неорганическим полимером; запишите схему его строения.

8. Можно ли получить кремниевые кислоты реакцией диоксида кремния с водой, почему?

9. Чем различаются свойства угольной и метакремниевой кислот (объясните исходя из их строения).

10. Напишите схемы реакций получения силикагеля из метасиликата натрия; приведите один обоснованный пример использования силикагеля.

Задание 9.20.

1. Какие химические элементы относят к металлическим; какое место занимают они в периодической системе химических элементов?

2. Почему металлы – пластичные вещества (исходя из свойств металлической связи)?

3. Напишите уравнения реакций взаимодействия кальция и железа с соляной, серной и азотной кислотами разных концентраций.

4. Как разные металлы взаимодействуют с водой? 5. Каковы способы получения металлов и принципы, на которых они основаны?

Задание 9.21.

1. Что такое сплавы, чем они отличаются от чистых металлов и с чем связана необходимость их получения? 2. Чем различаются сплавы внедрения от сплавов замещения?

3. Назовите наиболее известные сплавы меди, поясните, чем они отличаются друг от друга и где они применяются.

4. Назовите наиболее известные сплавы железа и алюминия, и области их применения.

Задание 9.22

1. Почему натрий находится в 3-ем периоде, в I группе A подгруппе?

2. Как доказать наличие натрия в составе вещества если а вас есть горелка?

3. Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с водным раствором хлорида алюминия (по стадиям и суммарное, на основе представлений о комплексных веществах).

4. Приведите два обоснованных примера использования натрия.

5. Чем по свойствам калий отличается от натрия?

6. Напишите уравнения реакций взаимодействия калия с аммиаком, разбавленной и концентрированной азотной и серной кислотами; водным раствором сульфата алюминия.

7. Какой из металлов – калий или натрий находят более широкое применение (обоснуйте и назовите области использования калия исходя из его свойств).

Задание 9.23.

1. Напишите формулы нормальных оксидов натрия и калия, пероксида натрия и надпероксида калия. Какие из этих веществ проявляют сильные окислительные свойства?

2. Напишите уравнения реакций характеризующих химические свойства оксида натрия; к какому классу оксидов он относится?

3. Можно ли применять пероксид натрия и надпероксид калия для отбеливания тканей (обоснуйте)?

4. Почему едкий натр и едкое кали являются щелочами?

5. Напишите уравнения реакций, характеризующих свойства гидроксида натрия.

6. Какой цвет имеют фенолфталеин, лакмус и метилоранж в растворах едких щелочей (обоснуйте)?

7. Напишите уравнения реакций, протекающих при известковом и ферритном способах получения едких щелочей.

8. Приведите примеры использования едких щелочей в промышленности и в быту.

9. Какова экологическая роль едких щелочей (два обоснованных примера)?

Задание 9.24.

1. Докажите, что в состав хлорида калия входит калий и хлор, приведите два обоснованных примера использования этой соли.

2. Докажите, что в состав сульфата натрия входят натрий и сульфат-ион, приведите два обоснованных примера использования этой соли.

3. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль солей натрия и хлора.

4. Поясните, что такое сода, приведите примеры веществ, относящихся к содам, и кратко охарактеризуйте области их применения

Задание 9.25.

1. В каком месте периодической системы и почему располагается кальций?

2. Напишите уравнения взаимодействия кальция с неметаллами и кислотами.

3. Напишите уравнения взаимодействия кальция с сульфатами меди(II) и хрома(III) (стадийно и суммарно).

4. Где применяют кальций (два обоснованных примера)?

5. Какова экологическая роль химического элемента кальция (два обоснованных примера)?

6. Почему сульфат кальция и его разновидности применяют в строительстве?

7. Назовите соли кальция, применяемые в сельском хозяйстве, объясните, почему.

8. Почему карбид кальция можно использовать для фиксации азота из воздуха; напишите стехиометрическую схему получения азотной кислоты из карбида кальция.

9. Поясните, что такое негашеная, гашеная известь, пушонка, известковое молоко.

10. Напишите уравнение реакции гашения и карбонизации. В каких технологических процессах они применяются и свойства каких веществ характеризуют?

11. Приведите три обоснованных примера, применения негашеной и гашеной извести.

Задание 9.26.

1. Какой металл, кальций или магний химически более активен (обоснуйте).

2. Как изменится цвет фенолфталеина в водной суспензии гидроксида магния (объясните)?

3. Напишите уравнение реакции взаимодействия: а) двух моль азотной кислоты с 1 моль гидроксида магния; б) гидроксида магния и азотной кислоты в молярных соотношениях 1:1.

4. Приведите три обоснованных примера использования соединений магния.

5. Приведите обоснованный пример, иллюстрирующий экологическую роль соединений магния

Задание 9.27.

1. Что такое жесткость воды; назовите виды жесткости.

2. Почему жесткость, обусловленную наличием в воде гидрокарбонатов, называют временной?

3. Какую воду называют мягкой, а какую – жесткой?

4. Назовите методы водоумягчения.

5. Что такое дистилляция воды? Назовите известные вам методы дистилляции, приводите обоснованные примеры, проиллюстрировав их схемами процессов.

Задание 9.28.

1. Почему, несмотря на высокую химическую активность, алюминий применяют для изготовления бытовой посуды?

2. Почему Аl и его сплавы применяютв электротехнике, частозаменяя им медь?

3. Почему алюминий образно называют «крылатым» металлом (обоснуйте)?

4. Охарактеризуйте химизм получения алюминия из его оксида электролизом, поясните, в чем состоит опасность производства алюминия этим способом.

5. Напишите уравнения реакций алюминия с: а) разбавленной азотной кислотой; б) водным раствором гидроксида калия (на основе теории комплексных соединений).

6. Докажите амфотерный характер оксида алюминия.

7. Почему оксид алюминия относительно инертное вещество, не реагирущее при комнатной температуре ни с кислотами, ни со щелочами.

8. Обоснуйте применение оксида алюминия (три примера).

9. Какова экологическая роль оксида алюминия (два обоснованных примера)?

10. Почему гидроксид алюминия амфотерен (на основании равновесие в коллоидном растворе этого гидроксида в воде).

11. Напишите уравнения реакций между гидроксидом алюминия с едким натром: а) с позиций теории комплексных соединений (3 уравнения в условно-молекулярной и краткой ионной формах); б) в традиционной форме.

12. Напишите уравнения реакций между сульфатом алюминия игидроксидом калия в зависимости от молярного соотношения соли и щелочи (3 варианта).

13. Приведите три обоснованных примера использования солей алюминия.

Задание 9.29.

1. Почему валентность невозбужденного атома железа равна нулю?.

2. Почему при обычных условиях железо относительно неактивно?

3. Почему введение в сплавы железа углерода делает их более твердыми, а при достаточно высоких концентрациях нековкими и непластичными?

4. Чем (с позиций валентности) отличается взаимодействие железа с неокислительными и окислительными кислотами (докажите уравнениями реакций)?.

5. В чем состоит сущность процесса: а) варки чугуна; б) варки стали?

6. Приведите три обоснованных примера использования железа человеком.

7. Какова экологическая роль произодства черных металлов (два обоснованных примера)?

8. Назовите наиболее важные оксиды железа, напишите их эмпирические формулы.

9. Чем химические свойства FеO отличаются от таковых для оксида железа(III)?

10. Почему монооксид железа проявляет и окислительные, и восстановительные свойства? Напишите уравнения реакций, доказывающие это.

11. Как меняются кислотно-осно’вные свойства оксидов железа с ростом степени окисления железа (обоснуйте)?

12. Назовите известные вам гидроксиды железа, запишите их формулы.

13. Почему гидроксид железа(II) основание, а гидроксид железа(VI) – кислота?

14. Напишите уравнения реакций получения гидроксидов железа из железа (в две стадии).

15. Поясните, как из гидроксида железа(II) получить гидроксид железа(III).

16. Напишите уравнение реакции железной кислоты с бромоводородной кислотой.

17. Напишите формулы трех солей двухвалентного железа, приведите обоснованные примеры их использования.

18. Напишите уравнения реакции, характерной для ионов двухвалентного железа.

19. Напишите уравнения реакций, на которых основано применение желтой и красной кровяных солей при анализе состава солей.

20. Как доказать что предложенная вам соль является хлоридом железа(II)?

Задание 9.30..

1. Чем удобрения отличаются от других веществ в плане их применения человеком?

2. Назовите группы удобрений по питательным элементам и их числу.

3. Запишите уравнения получения двойного, простого суперфосфатов, преципитата, аммофоса.

4. Почему выгоднее использовать двойной суперфосфат по сравнению с простым, если это удобрение необходимо транспортировать на большие расстояния?

5. Приведите два обоснованных примера (один – позитивный, второй - негативный), иллюстрирующих экологическую роль удобрений.

Задание 9.31.

1. Докажите, что в состав хлорида натрия входят ионы натрия.

2. Установите, в какой из склянок находится соль аммония, кальция и алюминия, если вам даны соответствующие реактивы (опишите ход определения и уравнения соответствующих реакций).

3. Как отличить соль двухвалентного железа от соли трехвалентного опытным путем?

Задание 9.32.

1. Может ли человек полностью исключить из своей пищи хлорид натрия (обоснуйте)?

2. Зачем человеку необходимо получение в составе пищи соединений кальция?

3. Вредна ли человеку вода, содержащая соединения железа? Ответ обоснуйте.

Задание 9.33.

1. Как доказать, что в растворе содержатся карбонат-ионы?.

2. Как доказать, что данная соль является: а) сульфатом; б) нитратом.

3. Докажите, что выданная вам соль является сульфидом калия.

4. Охарактеризуйте порядок определения трех солей, если в склянках под номерами содержится нитрат натрия, хлорид кальция и фосфат калия.

Задание 9.34.

1. Как экспериментально доказать, что в состав организма человека входит углерод, используя трубочку для поглощения сока из пакета, и разбавленный водный раствор соды, содержащий пурген?

2. Почему человек не может нормально жить без употребления в пищу хлорида натрия?

3. Нужно ли в состав пищи человека включать мягкие разваренные кости (обоснуйте)?