Задания 7

Задания для самостоятельной работы

Задание 7.1.

1. Чем электролиты отличаются от неэлектролитов (приведите примеры)?
2. Назовите первого автора теории электролитической диссоциации.
3. Объясните причину электролитической диссоциации.
4. Способно ли вещество с неполярной ковалентной связью к электролитической 
диссоциации; ответ обоснуйте.
5. Почему соли способны (не способны) к электролитической диссоциации?

Задание 7.2.

1. Назовите фамилию ученого, предложившего характеристику механизма 
электролитической диссоциации.

2. Почему гидратная теория растворов явилась основой для объяснения 
электролитической диссоциации.
3. В чем состоят различия механизма диссоциации ионного кристалла и полярной
молекулы растворенного вещества?

Задание 7.3.

1. Назовите количественную характеристику электролитической диссоциации. 
2. В чем состоит принципиальное отличие сильных электролитов от слабых (а) и от 
электролитов средней силы (б).
3. Что означает: «степень диссоциации» гидроксида аммония составляет 2%?
4. Можно ли нет усилить диссоциацию хлорида кальция (ответ обоснуйте)?
5. Поясните результат опыта: в раствор сернистой кислоты, имеющей красный цвет, 
добавили сульфит натрия и обнаружили, что он стал фиолетовым.

Задание 7.4.

1. Чем диссоциация кислот отличается от таковой для оснований (а) и амфотерных 
гидроксидов (б) [приведите примеры]?
2. Чем диссоциация кислых солей отличается от таковой для ложно-кислых солей
[приведите примеры]? 3. Чем диссоциация осно’вных солей отличается от диссоциации ложно-осно’вных 
солей; [приведите примеры]?
4. Напишите схемы равновесия диссоциации гидроксида железа(III) [по ступеням, два
варианта], карбоната кальция, трех условных молекул сульфата алюминия, мышьяковой 
кислоты (по ступеням, два варианта).

Задание 7.5.

1. Почему реакции обмена доходят до конца (объясните это на основе теории 
электролитической диссоциации).
2. Что означает написание уравнений в трех формах?
3. Назовите параметры, позволяющие записать в условно-молекулярной форме 
формулу реагента в ионном уравнении.
4. Напишите уравнения реакций, иллюстрирующие условия, при которых реакции 
обмена доходят до конца на примерах взаимодействия соляной кислоты с ацетатом натрия 
(а) карбонатом калия (б) и нитратом серебра (в) в трех формах.

Задание 7.6.

1. Что такое ионное произведение воды, напишите формулы для разной 
характеристики ионного произведения воды.
2. Что характеризует ионное произведение воды с точки зрения наличия в водных 
растворах ионов водорода и гидроксида?
3. Поясните сущность терминов «водородный показатель», «гидроксидный 
показатель», что они характеризуют и какое практическое значение они имеют.
4. Рассчитайте рН раствора гидроксида натрия, если молярная концентрация щелочи 
составляет 0,0001 моль/л, а коэффициент активности – 1.5. Установлено, что при рН 5,5 продукт считается высококачественным. Измерение 
концентрации ионов ОН, показало, что она составляет 0,0001. Поясните, можно ли употреблять его в пищу (ответ обоснуйте).

Задание 7.7.

1. Назовите группы неорганических веществ, исходя из числа химических элементов, 
их образующих, приведите по одному примеру таких веществ.
2. Чем отличается химический элемент от простого вещества?
3. Назовите наиболее важные классы простых веществ, приведите по одному примеру 
таких веществ.
4. Приведите два обоснованных примера использования человеком благородных газов.
5. Чем отличаются сложные вещества от простых (приведите два примера сложных 
веществ – названия и формулы).

Задание 7.8.

1. Почему водородные соединения считают бинарными?
2. Почему по химическим свойствам различают несколько классов водородных 
соединений?
3. Что общего у галогеноводородов и халькогеноводородов и почему?
4. Чем отличаются водородные соединения элементов пятой группы главной 
полгруппы от других водородных соединений?
5. Почему водородные соединения являются активными восстановителями?

Задание 7.9.

1. Почему оксиды относят к бинарным соединениям?
2. Составьте полную схему классификации оксидов. 
3. Назовите известные вам классы оксидов; приведите пример оксида каждого класса.
4. Запишите уравнения реакций, характеризующие типичные свойства оксида бария, 
цинка и серы(VI).
5. Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида алюминия, цинка, хрома(III) с 
позиций теории комплексных соединений (уравнения в трех формах).

Задание 7.10

1. Назовите классы соединений, являющиеся гидроксидами, приведите примеры таких 
веществ. 
2. Проанализируйте различные формулировки термина «основания», поясните, почему 
это понятие формулируется разными способами.
3. Назовите известные вам классы оснований, приведите по одному примеру каждого 
из них.
4. Запишите уравнения взаимодействия серной кислоты с гидроксидом алюминия в 
зависимости от соотношения взятых в реакцию веществ.
5. Запишите возможные уравнения реакций взаимодействия гидроксида натрия с
хлоридом алюминия в трех формах.

Задание 7.11.

1. Докажите, что кислоты являются гидроксидами, указав, какие из них гидроксиды. 
2. Назовите классы кислот, которые Вам известны, приведите пример таких кислот.
3. Может ли сернистая кислота взаимодействовать с нитратом бария (обоснуйте)?
4. Можно ли получить Н2 при взаимодействии цинка с азотной кислотой (обоснуйте)?
5. Напишите возможные уравнения реакций между гидроксидом цинка и фосфорной 
кислоты.

Задание 7.12.

1. Поясните сущность термина «амфотерность», основываясь на свойствах амфотерных 
оксидов и гидроксидов.
2. Что общего и чем отличаются амфотерные гидроксиды от кислот и оснований?
3. Напишите возможные уравнения реакций между гидроксидом калия и гидроксидом 
алюминия с традиционных позиций и позиций теории комплексных соединений.
4. Напишите уравнения реакций между гидроксидом бария и гидроксидом хрома(III) в 
трех формах.
5. Назовите вещества (из приведенных в задании), с которыми будет 
взаимодействовать гидроксид цинка, записав соответствующие уравнения реакций: 
серная кислота (а), гидроксид железа(II) [б], угольная кислота (в), гидроксид кальция (г).

Задание 7.13.

1. Почему гидроксидная группа в разных химических соединения обуславливает 
различные химические свойства?
2. К каким гидроксидам относится гидроксид серы(IV); обоснуйте?
3. К каким гидроксидам относится гидроксид цинка, (обоснуйте)?
4. Как зависят свойства гидроксидов от степени окисления (а), от радиуса атома, 
образующего гидроксид (б)?

Задание 7.14.

1. Назовите основные классы солей (не менее пяти), приведите примеры солей каждого 
класса.
2. Запишите формулу перхлората бария и уравнение его реакции с гидроксидом натрия.
3. Запишите формулу желтой кровяной соли и назовите составные части этого 
вещества, отражающие строение комплексных солей; приведите её систематической 
название.
4. Запишите формулу гидрофосфата алюминия, назовите класс солей.
5. Запишите формулу сульфата дигидроксожелеза(III), назовите класс солей.

Задание 7.15.

1. Получите фосфат натрия пятью способами. 
2.Получите гидрофосфат двумя способами.

3. Получите сульфат дигидроксожелеза(III) двумя способами.

Задание 7.16.

1. К какому типу реакций с позиций числа веществ, в них участвующих относится 
гидролиз.
2. Назовите тип реакций по способности их продуктов превращаться в исходные 
вещества; ответ обоснуйте.
3. Назовите условия смещения равновесия при гидролизе, способствующие усилению 
(а) торможению (б).
4. Поясните суть термина «сравнительная степень гидролиза», а также укажите, где его 
используют и для чего.
5. Назовите основные типы солей по их отношению к гидролизу.
6. Возможен ли гидролиз соли сильного основания и сильной кислоты (обоснуйте)?
7. Какой тип солей в наибольшей степени подвержен гидролизу (обоснуйте)?
8. Определите реакцию среды в растворах названных ниже солей; объясните причину 
возникновения такой среды, используя уравнения реакций в условно-молекулярной и 
краткой ионной формах: а) хлорид натрия; б) нитрит железа(II): в) нитрат хрома(III);
г) сульфат железа(III); д) нитрит кальция; е) силикат натрия; ж) сульфат аммония. 
9. Напишите уравнения реакций, протекающих в водных растворах солей:
а) карбонат калия, нитрат хрома(III); б) сульфит натрия и хлорид магния;
в) сульфид натрия и нитрат железа(III); г) силикат натрия и хлорид аммония. 
10. Рассчитайте объем газа и массу осадка, получившихся при смешивании водных 
растворов, содержащих 3 моль нитрата железа(III) и 4 моль карбоната натрия (89,6 л газа, 
142,7 г осадка).
11. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих роль гидролиза, в т.ч. и 
солей на природные экологические процессы.
12. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих роль гидролиза, в т.ч. и 
солей в быту и в вашей будущей профессиональной деятельности.

Задание 7.17.

1. Проанализируйте схему 7.1, и на этом основании перечислите химические свойства 
солей (не менее четырех). 
2. Запишите в общем виде цепь превращений от металла к соли, указав не менее
четырех звеньев цепи, а также проиллюстрируйте её на примере кальция. 
3. Запишите в общем виде цепь превращений от неметалла к соли, указав не менее 
четырех звеньев цепи; проиллюстрируйте её на примере серы 
4. Сколько максимально возможно способов получения солей (см. схему, 7.1.)?

Задание 7.18.

1. Из сульфата натрия получите хлорид натрия.
2. Из нитрата хрома(III) получите амфотерный гидроксид, две осно’вные и одну 
комплексную соль (примените однокислотную щелочь).
3. Запишите уравнения реакций для цепей превращений:
3.1. Оксид бария гидроксид бария метаалюминат бария хлорид ба-
рия  нитрат бария нитрит бария  оксид бария;
3.2. КСl  K2SO4  KHSO4  K2SO4 KNO3  KNO3
4. Из сульфата алюминия получите две осно’вные и одну кислую соль.5. Рассчитайте массу соли, которую можно получить при действии на 2 моль 
фосфорной кислоты 4 моль гидроксида натрия (348 г).

Задание 7.21.

1. Составьте структурные формулы для оксидов серы и углерода; найдите в них 
отличия, объясните их; приведите по одному примеру, иллюстрирующему экологическую 
роль каждого оксида.
2. Составьте графические формулы гидроксидов кальция, серы(VI), алюминия, 
приведите примеры использования этих гидроксидов в практической деятельности 
человека (по возможности из Вашей будущей профессиональной деятельности).

3. Напишите графическую формулу соли, получающейся во второй стадии гидролиза 
арсената калия.
4. Напишите графическую формулу соли, получающейся во второй стадии гидролиза 
сульфата алюминия.
5. Назовите пары веществ, названия которых приведены ниже, могут вступать в 
реакцию; напишите уравнения возможных реакций и графические формулы 
получающихся веществ: а) хлорид кальцин и карбонат натрия;
б) гидроксид натрия + хлорид алюминия в соотношении 2:1; 
в) 6 моль КОН и 0,5 моль СrС13, г) карбонат кальция и гидроксид натрия.