Задания 5

Задания для самостоятельной работы

Задание 5.1.

1. Чем смеси отличаются от чистых веществ, приведите по одному примеру смеси и 
чистого вещества. 
2. Чем система отличается случайного скопления предметов?
3. Назовите составные части дисперсных систем, приведите примеры каждой из них.
4. Чем компонент от фазы, приведите по одному примеру фаз и компонентов для
конкретной системы.
5. Назовите виды систем по числу фаз в них.
6. Назовите главный признак грубых взвесей.
7. Чем отличаются друг от друга: а) дым от суспензии; б) туман от эмульсии; в) 
суспензии от эмульсии?
8. Приведите три обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль 
грубых взвесей.

Задание 5.2.

1. Назовите основные (три) признаки истинных растворов.
2. Чем истинные растворы отличаются от грубых взвесей?3. Назовите компоненты, из которых состоят истинные растворы, поясните, чем они 
отличаются друг от друга.
4. Чем концентрированные растворы отличаются от разбавленных; приведите по 
одному примеру таких растворов.
5. Чем насыщенные растворы отличаются от ненасыщенных; приведите по одному 
примеру таких растворов.

Задание 5.3.

1. Чем объемные концентрации отличаются от массовых?
2. Что означает 0,5%-ный раствор хлорида бария в воде?
3. Что означает выражение: «массовая доля гидроксида натрия в растворе равна 0,2»?
4. Что означает выражение: а) объемная доля кислорода в воздухе равна 0,2; б) 
содержание кислорода в воздухе – 21% (по объему); в) содержание кислорода в воздухе 
23% (по массе)?
5. Рассчитайте процентное содержание (по массе) соли в насыщенном растворе, если 
растворимость при данной температуре равна 25.
6. Что общего и в чем различие молярной концентрации от молярной концентрации 
эквивалента и рассчитайте См, если Сн = 0,8 экв/л.
7. Рассчитайте процентное содержание щелочи в растворе (по массе), если 2 мл этой 
щелочи (КОН) содержат 0,3 г, а плотность раствора – 1,2.
8. Чем осмос отличается от обычной диффузии, приведите примеры значения осмоса в 
природных экологических процессах.
9. Чем плотность раствора отличается от плотности любого природного тела?
10. Приведите два примера, иллюстрирующих экологическую роль давления 
насыщенного пара над раствором.

Задание 5.4.

1. Назовите виды физико-химических процессов, протекающих при растворении
разных веществ.
2. Назовите и кратко охарактеризуйте особенности тепловых эффектов растворения.
3. Назовите важнейшие доказательства правильности гидратной теории растворов и 
автора этой теории.
4. На конкретных примерах поясните практическое значение гидратной теории.
5. Рассчитайте молярную массу железного купороса и массовую долю безводной соли в 
нем.

Задание 5.5.

1. Чем коллоидные растворы отличаются от грубых взвесей и истинных растворов?
2. Назовите виды коллоидных систем по отношению дисперсной фазы к растворителю 
(дисперсионной среде); кратко охарактеризуйте их.
3. Назовите виды коллоидных систем по наличию в них собственной структуры, 
отличающейся от таковой для растворителя.
4. Как меняется устойчивость дисперсных систем от грубых взвесей до истинных 
растворов, обоснуйте свой ответ.
5. Приведите по два обоснованных примера, иллюстрирующих экологическую роль 
коллоидных систем и их использования в производственной деятельности человека.

Задание 5.6.

большое значение в природных экологических процессах.
2. Назовите свойства грубых взвесей, позволяющие им участвовать в образовании 
почвы.
3. Приведите два обоснованных примера, иллюстрирующих роль дисперсных систем в 
природных экологических процессах.
4. Поясните, позитивную или негативную роль играют дисперсные системы в 
практической деятельности человека, ответ обоснуйте.

Задание 5.7.

1. Рассчитайте массу: 1 моль десятиводного кристаллогидрата карбоната натрия или 
кристаллической соды (а); 5 моль медного купороса [пятиводного кристаллогидрата 
сульфата меди(П)] (б); шестиводного кристаллогидрата, содержащегося в 0,5 кг 10%-го 
раствора хлорида кальция (в). Ответ: 286 г (а); 1,25 кг (б); 98,65 г (в). 
2. Рассчитайте массу воды в 2 л 15%-ой соляной кислоте,  = 1,1 (1,87 кг). 
3. Рассчитайте процентное содержание щелочи, если в растворе на 1 моль едкого натра 
приходится 20 моль воды (10% ). 
4. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, полученном растворением 200 г
сульфата натрия в 1,8 л воды (0,10) 
5. Рассчитайте молярную концентрацию раствора, если в 3 кг его содержится 200 г 
гидроксида натрия, а  = 1,1 (1,718 моль/л) 6. Рассчитайте процентноесодержание соли в двумолярном растворе сульфата натрия, 
 = 1, 1 (25,82% ) 
7. Поясните, чем гель отличается от золя и рассчитайте процентное содержание 
крахмала в золе, приготовленном смешиванием 10 г крахмала и 2 л воды при нагревании 
(0,5%) . 
8. Рассчитайте процентное содержание хлороводорода, полученного растворением 44,8 
НС1 (газ) в 0,5 л воды (12,74%) 
9. Рассчитайте процентное содержание аммиака и гидроксида аммония в растворе, 
полученном растворением 67,2 объемов аммиака в одном объеме воды (4,85 % NH3, 9,99% 
NH4OH) 
10. Рассчитайте процентное содержание серной кислоты в растворе, полученном при 
добавлении к 2 л раствора ( = 1,2) трех л воды. (12%). 
11. Рассчитайте концентрацию серной кислоты (моль/л) для 4 л раствора, содержащих 
980 г кислоты (2,5 моль/л). 
12. Рассчитайте концентрацию серной кислоты (экв/л) для 5 л раствора, если  = 1,18 
(6,02 экв/л) 
13. Рассчитайте См раствора серной кислоты, если его концентрация составляет 4 экв/л 
(2 моль/л).
14. Рассчитайте массовую долю раствора 2 мл которого содержит 0,01 г соли, а  = 1 
(0,005)
15. Рассчитайте молярную концентрацию (моль/л) раствора серной кислоты, 10 мл 
которого содержат 0,098 г кислоты (0,1 моль/л).