Задания 4

Задания для самостоятельной работы

Задание 4.1.

1. Назовите признак, по которому химические реакции подразделяются на реакции 
обмена, замещения, соединения и т.д. (кратко охарактеризуйте эти процессы)
2. Чем реакции замещения отличаются от реакций обмена (в т.ч. и относительно 
степеней окисления); приведите по одному примеру таких реакций.
3. Чем окислительно-восстановительные процессы принципиально отличаются от 
других реакций; ответ обоснуйте примерами уравнений.
4. Чем простые реакции отличаются от сложных; приведите по одному примеру таких 
реакций.
5. Чем экзотермические процессы отличаются от эндотермических?

Задание 4.2.

1. Почему в результате окислительно-восстановительных процессов изменяется
степень окисления атомов химических элементов?
2. Что такое степень окисления химического элемента и почему она – важнейший 
инструмент описания ОВР?
3. Чем реакция восстановления отличается от реакции окисления?
4. Поясните возможность (невозможность) отдельного протекания реакции окисления 
вне её связи с реакцией восстановления (и наоборот).
5. Чем окислители отличаются от восстановителей?
6. Как изменяются окислительные свойства простых веществ, образованных атомами 
химических элементов с увеличением заряда ядра в пределах периодов (а) и главных 
подгрупп (б)?

Задание 4.3.

1. Что означает окислительно-восстановительная характеристика химического 
элемента?
2. Что означает термин «гипотетическая частица», приведите два примера таких 
частиц.
3. Поясните, правильно или нет утверждение: «некоторые химические элементы могут 
быть только восстановителями, а другие – только окислителями»; ответ обоснуйте.
4. Докажите, что частица С+2 является (не является) только восстановителем.
5. Составьте окислительно-восстановительную характеристику элементов №№ 13, 15, 
26, а также гипотетических частиц N-3, Mn+6

6. Поясните, окислителем, восстановителем или тем и другим являются частицы 
Mn+7(а);

O-1 (б);

Al+3(в);

H-1(г);

 ответ обоснуйте, используя схемы строения этих частиц.

Задание 4.4.

1. Чем межмолекулярные ОВР отличаются от реакций диспропорционирования; 
приведите по одному примеру таких реакций.
2. Чем внутримолекулярные ОВР отличаются от реакций диспропорционирования; 
приведите по одному примеру таких реакций.
3. Чем реакции компропорционирования отличаются от реакций 
диспропорционирования; приведите по одному примеру таких реакций.

Задание 4.5.

1. Как рассчитать степень окисления в молекуле (условной молекуле)?
2. Как рассчитать степень окисления в сложном ионе?
3. Рассчитайте степени окисления атомов азота в нитрате аммония (известно, что там 
два атома азота с различными значениями С.О.).
4. Рассчитайте степени окисления элемента (в формуле вещества он подчеркнут): С2Н4; 
С3Н8; марганца в перманганате кальция; азота и хрома в дихромате аммония.

Задание 4.6.

1. Из приведенных схем реакций найдите те, которые относятся к ОВР: 
а) СаCl2 + К2СО3→; б) К + Cl2→; в) FеО3 + НСl →. 
г) К2Cr2О7 + НCl → Cl2 + СrCl3 + …; закончите эти схемы, уравняйте их.
2. Уравняйте приведенные схемы процессов:
а) KMnO4 + HBr → Br2 + KBr + MnBr2 + H2O;
б) K2MnO4 + K2SO4 + H2SO4 → K2SO4 + MnSO4 + H2O;
в) KNO2 + K2Cr2O7 + HNO3 → KNO3 + Cr(NO3)3 + H2O
г) Cu2S + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO + H2SO4 + H2O
3. Закончите схемы процессов, уравняйте их:
а) хромат натрия + серная кислота + нитрат натрия → сульфат хрома(III) + нитрат 
натрия + ... 
б) бромид калия + серная кислота + хромат калия→ бром + сульфат калия + сульфат 
хрома (Ш) + вода; 
в) Р2О3 + НNО3 ... → NО + Н3РО4 ... (вопрос о включении воды решите 
самостоятельно); 
г) K + HNO3 (к.) = N+1; K+1;

д) K + НNО3(р)→ N-3; K+
е) Fe + HNO3 (оч. р.) = Fe+3; N-3
4. Рассчитайте объем газа, который получится при взаимодействии 9,6 г меди, не
содержащей примесей, с избытком концентрированной азотной кислоты (6,72 л.) 
5. Рассчитайте массу меди, которая прореагировала с избытком разбавленной азотной 
кислоты, если при этом получили 4,48 л газа (н.у.) (19,2 г.)