Задания 3

Задания для самостоятельной работы

Задание 3.1.

1. Какова роль теории химической связи для понимания сущности химической формы 
движения материи?
2. Что такое химическая связь, назовите частицы, между которыми она осуществляется.
3. Назовите вид электронов, которые участвуют в образовании химической связи.
4. Назовите основные типы химической связи.

Задание 3.2.

1. Назовите главный признак ковалентной связи.
2. Что такое «общая электронная пара» или «связывающая молекулярная орбиталь»?
3. Почему ионная связь является крайним случаем полярной ковалентной связи?
4. Назовите основные отличия ионной связи от ковалентной.
5. Назовите основные различия сигма- и пи-связи.

Задание 3.3.

1. Назовите свойства ковалентной связи, характеризующее её прочность.
2. Назовите свойство ковалентной связи характеризующееся единицами измерения –
Дебаями.
3. Назовите свойство ковалентной связи, лимитирующее увеличение полярности при 
воздействии на неё внешнего электромагнитного поля.
4. Поясните причину возникновения валентных углов.
5. Поясните причину насыщенности и кратности ковалентной связи.

Задание 3.4.

1. Докажите правильность (не правильность) тезиса: «молекула полярна, если связи 
между атомами, её образующими полярны». 
2. Почему молекула брома (Br2) полярна (неполярна)?
3. Приведите по одному примеру полярных и неполярных молекул и объясните, почему 
они неполярны или полярны.
4. Полярна (неполярна) молекула углекислого газа (а), угарного газа; ответ обоснуйте.
5. Найдите среди приведенных названий веществ те, у которых молекулы полярны: а) 
бромоводород; б) угарный газ; в) вода; г) углекислый газ; д) аммиак.

Задание 3.5.

1. Поясните суть терминов «ион-атом», «электронный газ» в свете представлений о 
металлической химической связи.
2. Почему металлическая связь не является «жесткой» (ответ обоснуйте)?
3. Какие физические свойства металлов связаны с особенностями металлической 
химической связи (назовите не менее трех таких свойств)?
4. Является ли металлическая связь направленной и насыщенной (обоснуйте)?
5. Назовите три различия между металлической связью и полярной ковалентной (а) и 
ионной связью.

Задание 3.6.

1. Поясните сущность терминов «частично-свободный протон», «водородная связь».
2. Назовите «активнейшие неметаллы», атомы которых могут участвовать в 
образовании водородной связи. 
3. Назовите отличия водородной связи от металлической (а), ковалентной полярной (б) 
и ионной (в) связи. 
4. Приведите названия трех веществ, в которых реализуется водородная связь.
5. Назовите принципиальные отличия водородной связи от других типов связи.

Задание 3.7.

1. Назовите свойство атома химического элемента, определяющее число химических 
связей, им образуемым.
2. Чем отличается стехиометрическая валентность элемента по водороду и по 
кислороду?3. Чем отличается ковалентность от электровалентности?
4. Определите максимальные величины валентности по водороду и кислороду для 
элементов №№ 3, 6 25, 20, 33.

Задание 3.8.

1. Почему в химические науки было введено понятие «степень окисления»?
2. Заменяет ли понятие «степень окисления» понятие «валентность» (обоснуйте)?
3. Назовите основные отличия валентности от степени окисления.4. Почему среднерасчетная величина степени окисления имеет дробное значения, хотя 
конкретный отдельный атом не может (даже условно) отдать (принять) дробное значение
(0,5, 0,66 и т.д.) электронов?
5. Как можно определить по положению в периодической системе максимальные 
величины положительной и отрицательной степеней окисления?

Задание 3.9.

1. Чем валентные электроны отличаются от невалентных?.
2.  Поясните, опираясь на графическую формулу атома, могут ли быть валентные 
электроны у атома гелия.
3. Чем возбужденное состояние атома отличается от невозбужденного?
4. Может ли калий проявлять иную валентность, чем «I» (обоснуйте)?
5. Обоснуйте валентные состояния кислорода, серы, селена, брома.

Задание 3.10

1. Поясните причину гибридизации валентных электронных облаков.2. Назовите виды гибридизации валентных электронных облаков.
3. Почему молекулы фторида бериллия имеют линейную структуру?
4. Назовите вид гибридизации в молекуле хлорида бора (ВСl3) и объясните, почему в 
этой молекуле пространственная структура (какая?).
5. Назовите пространственную структуру молекул метана и катиона аммония и 
объясните, почему им свойственна такая структура.

Задание 3.11.

1. Назовите характеристику химического элемента, определяющего степень его 
металличности (неметалличности), расшифруйте ее сущность.
2.Чем отличаются энергия ионизации и энергия сродства к электрону друг от друга?
3. Расшифруйте аббревиатуры ЭО, ЭИ, ЭСЕ.
4. Почему ЭО для неметаллов больше таковой для металлов?
5. Как и почему изменяются величины ЭО, ЭИ, ЭСЕ в пределах периодов (а), главных 
подгрупп (б)?

Задание 3.12.

1. Назовите группы химических соединений исходя из видов кристаллических решеток 
различных веществ.
2. Почему вещества с ионной кристаллической решеткой тугоплавки и хрупки?
3. Поясните, почему вещества с молекулярной кристаллической решеткой легкоплавки 
и плохо растворяются в полярных растворителях
4. Изобразите схемы ионной, металлической и атомной кристаллических решеток и 
поясните, почему вещества с этими типами решеток относятся к веществам 
немолекулярного строения.
5. Назовите типы кристаллических решеток для воды, сахарозы, золота, хлорида 
кальция, алмаза, карбида алюминия, оксида алюминия

Задание 3.13.

1. Что общего и чем различается водородная связь от ориентационного взаимодействия 
молекул?
2. Назовите виды межмолекулярного взаимодействия.
3. Почему дисперсионное межмолекулярное взаимодействие считают универсальным?
4. Какое межмолекулярное взаимодействие обладает наибольшей энергией, почему?
5. Распределите по величине возрастания индукционное, дисперсионное, 
ориентационное межмолекулярное взаимодействия и водородную связь.

Задание 3.14.

1. Чем химическая связь в серебре отличается от таковой в графите; охарактеризуйте 
химическую связь в этих веществах.
2. Чем химическая связь в угарном газе отличается от таковой в углекислом газе (с 
позиций полярности молекул), охарактеризуйте химическую связь в этих веществах. 
3. Приведите два примера веществ, между молекулами которых реализуется 
ориентационное межмолекулярное взаимодействие; охарактеризуйте химическую связь в 
этих веществах.
4. Чем химическая связь в молекулах брома отличается от таковой во фтороводороде; 
охарактеризуйте химическую связь в этих веществах.
5. Охарактеризуйте связь в гидрокарбонате кальция (а), графите, ортомышьяковой 
кислоте, золоте, воде, оксиде серы (IV), углекислом газе, укажите, какие из этих веществ 
являются веществами молекулярной и немолекулярной структур