Задания 2

Задание 2.1.

1. Правильно ли утверждение «атом – неделимая частица» (ответ обоснуйте)?

2. Перечислите явления, которые прямо доказывают, что в состав атома входят 
частицы, имеющие отрицательный и положительный заряд.
3. Что такое радиоактивность и докажите, что она является прямым доказательством 
наличия в атоме частиц заряженных положительно и отрицательно.
4. Может ли атом состоять только из частиц, заряженных; а) положительно; б) 
отрицательно.
5. Приведите примеры, иллюстрирующие применение радиоактивности позитивное (а), 
негативное (б).

Задание 2.2.

1. Что означает термин «элементарная частица»?
2. Назовите наиболее важные элементарные частицы, образующие атом.
3. Чем электрон отличается от позитрона?
4. Что такое нуклон и назовите два его состояния?
5. Что общего и чем отличаются друг от друга протон и нейтрон, а также, почему их 
считают разными состояниями нуклонов?

Задание 2.3.

1. Назовите структуры, из которых состоят атомы, и ту, в которой сосредоточен 
практически весь объем атома (а), практически вся его масса (б).
2. Рассчитайте число нуклонов, протонов и нейтронов для элементов №№ 1, 8 
(известных Вам изотопов), калия, железа-56.
3. Чем изотопы отличаются от изобаров (приведите примеры)?
4. Назовите виды радиоактивного распада, кратко охарактеризуйте их.
5. Назовите изотоп элемента полученного при выделении из железа-58 двух альфа-
частиц (а), двух электронов (б), трех позитронов (в).

Задание 2.4.

1. Почему электронная оболочка имеет малую массу?
2. Назовите число электронов в электронной оболочке атомов элементов №№ 9, 20, 35; 
ответ обоснуйте.
3. Чем s-элементы отличаются от d-элементов, приведите (примеры элементов этих 
семейств)?
4. Почему при движении электрона вокруг ядра возникает электронное облако 
различной плотности?
5. Проведите расчет числа электронов на первом, третьем, пятом и седьмом 
энергетическом уровнях электронной оболочки атомов.

Задания 2.5.

1. Поясните, чем схема атома отличается от графической формулы атома (а), от 
электронной формулы атома (б).
2. Рассчитайте число орбиталей на 2, 4 и 7 уровнях электронной оболочки атомов.
3. Проиллюстрируйте правило Гунда на примере f4.
4. Поясните, что означает запись «3d5».
5. Составьте схемы, электронные и графические формулы атомов химических 
элементов №№ 12, 32, 50 и 63.

Задание 2.6.

1. Назовите классификации химических элементов, известные до открытия Д.И. 
Менделеевым периодического закона.
2. Докажите условность подразделения химических элементов на металлы и 
неметаллы.
3. На чем основана научная классификация химических элементов?
4. Кем и когда был открыт периодический закон?
5. В чем состоит научное обоснование периодического закона?

Задание 2.7.

1. Что означает доказательство периодического закона?
2. По какому плану нужно характеризовать химические элементы при составлении 
таблицы, анализ которой позволит сформулировать периодический закон?
3. Напишите формулы высших оксида, гидроксида и водородного соединения 
элементов №№ 13, 17 и 19.
4. Как могут изменяться свойства химических элементов с ростом числа протонов в 
ядре атома химического элемента.
5. Почему формулировка периодического закона по Д.И. Менделееву не совпадает с 
современной?

Задание 2.8.

1. Что такое периодическая система?
2. Назовите наиболее распространенные виды таблиц, иллюстрирующих 
периодическую систему.
3. Назовите основные различия старого и современного короткого вариантов 
периодической системы.
4. Назовите основные структурные элементы периодической системы.
5. Охарактеризуйте важнейшие сведения о кальции и фторе, содержащиеся в 
периодической системе.

Задание 2.9.

1. Почему в коротком варианте периодической системы число периодов и рядов не 
совпадают?
2. Чем большие периоды отличаются от малых?
3. В чем состоит физический смысл номера периода?
4. Что означает для железа его нахождение в 4-ом периоде?
5. Раскройте причину более медленного ослабления металлических свойств в пределах 
периодов (каких периодов).

Задание 2.10.

1. Почему в новом коротком варианте в VIII группу включены благородные и инертные 
газы, ранее выделяемые в нулевую группу?
2. Чем подгруппа А отличается от подгруппы В в структурном отношении?
3. Какой из элементов – азот или мышьяк обладают большими металлическими 
свойствами; ответ обоснуйте?
4. Почему химическая активность цинка больше, чем у ртути, а металличность 
последнего больше, чем у первого?
5. Охарактеризуйте изменение металличности в пределах групп, главных и побочных 
подгрупп, ответ обоснуйте.

Задание 2.11

1. Проиллюстрируйте роль периодического закона и периодической системы в 
изучении учебного предмета «химия».
2. Как отразилось открытие периодического закона в развитии химических и 
физических наук?
3. На основании периодического закона докажите правильность закона перехода 
количественных изменений в качественные.
4. На основании периодического закона докажите правильность закона единства и 
борьбы противоположностей.
5. На основании периодического закона докажите правильность закона отрицания 
отрицания.

Задание 2.12.

1. Поясните, почему можно использовать периодическую систему как источник знаний 
по химии различных химических элементов.
2. Составьте формулы высших оксидов, гидроксидов и водородных соединений для 
элементов №№ 3, 7, 21, 33.
3. Дайте характеристику сравнительной неметаллической активности для элементов 
№№ 14, 16, 20, 35.
4. Дайте характеристику сравнительной металлической активности для элементов №№ 
4, 13, 20, 35.
5. По положению в периодической системе охарактеризуйте элементы № 8, 12, 40, 53.
6. Обоснуйте причину нахождения элементов №№ 4, 13, 20, 35 в данном месте 
периодической системы.